Государственный музей кино открылся на ВДНХ

На ВДНХ в павильоне №36 открылся единственный в России Государственный музей кино. Корреспонденту «ЗБ» удалось побывать там за день до официального открытия.

Самый молодой

Картины, плакаты, уникальные экспонаты и три кинозала. Скоро здесь будут крутить киноленты, причём не только с цифровых, но и с аналоговых носителей — оборудование позволяет.

Наш музей — один из самых молодых в России: он был основан в марте 1989 года, — говорит его директор Лариса Солоницына. Между тем история музея непростая. Сначала он работал в Киноцентре на Красной Пресне, затем потерял помещение. Теперь справедливость восстановлена: музею передали павильон на ВДНХ. На его капитальный ремонт ушло чуть больше года.

Даёшь кинопередвижку!

Вместе с научным сотрудником Музея кино Эммой Малой идём по замысловатым коридорам. Когда она подходит к экспонатам, они словно оживают.

Знаете, как в молодой советской стране показывали кино? С помощью кинопередвижек, рассказывает она, указывая на громоздкий прибор с большими бобинами и ручкой. — В 1920-х годах был брошен клич: «Даёшь кинопередвижку!». Она появилась в 1928 году — аппарат, с помощью которого можно было крутить кино в любом деревенском сарае. Киномеханики ехали на лошадях по российскому бездорожью, везли катушки с первыми советскими документальными фильмами. Для того чтобы аппарат работал, с собой возили динамо-машину, и всегда находился кто-то из деревенских, кто соглашался помочь и покрутить педали ногой. А сам киномеханик крутил ручку кинопередвижки…

«Москва наносит ответный удар»

На 1-м этаже в «Лабиринте истории» — потрясающий экспонат. Это первый «Оскар», который был получен неанглоязычной страной — Советским Союзом. Его американцы вручили нам в 1942 году за документальный фильм об обороне Москвы.

Перед началом обороны Москвы было принято решение снимать на плёнку хронику событий. 30 фронтовых операторов были брошены на эту работу. Их делили на группы по два человека — на случай, если одного убьют, — рассказывает Эмма Малая. — Условия работы были тяжёлые. Например, перезаряжать плёнку надо было каждую… минуту! И это на жестоком морозе. Все материалы привозили опытным документалистам, которые монтировали кино. Всего выпустили 700 копий…

До сих пор доподлинно не известно, кто именно переправил первый фильм о Великой Отечественной войне в Америку, создав американскую версию. По-английски он назывался «Москва наносит ответный удар». Но именно за него мы и получили этот первый «Оскар» — гипсовую фигурку, покрытую золотой краской…